10 характерных признаков саги

Сага занимает особое место в средневековой литературе – на стыке фольклора и литературы. Преимущественное распространение она получила в Скандинавии и Исландии, регионах, где христианизация закончилась позже всего. Так как же понять, что произведение, которое вы случайно (а скорее всего, неслучайно) начали читать, является именно сагой?

 

сага

1) Саги, как правило, делятся на две категории: «родовые», рассказывающие о рядовых жителях Скандинавии, и «королевские», в которой масштаб повествования объемлет историю страны или королевства. Но в каждой присутствуют представители трех миров: боги, люди и чудовища.

2) В сагах отчетливо видны древние представления скандинавов, пласт традиционных мифов и легенд, под влиянием которых саги и сложились.

3) Главные герои саг – вполне земные люди. Они действительно существовали и жили в местности, в которой жил и трудился любой скандинав или исландец. Подлинность событий, в которых они принимали участие, не подлежит сомнению.

4) Точное указание времени в нашем понимании не имеет значения для автора саги и ее слушателей. Человек и время существуют в привязке к роду, поколению. Генеалогией, жизнью человека и его предков определяется хронология событий и само течение времени.

5) Сагам, в отличие от эпоса, не присуща многословность и растянутость. Чаще всего они конкретны и повествуют о важном и переломном событии в жизни человека.

6) Авторские наставления и мнения в явном виде в сагах отсутствуют. Все подается через поступки и слова главных героев.

7) Ключевое понятие саги и ее движущая сила – судьба. Каждый человек имеет свою судьбу, которой определяется его дальнейшая жизнь. Знание своей участи не подавляет, а наоборот, дает силу и стойкость герою саги, преисполняет уверенности совершить то, что предначертано и принять с достоинством то, что суждено. И это придает оттенок трагичности всему повествованию.

8) Немалую роль в саге играют вещие сновидения, которые герой видит в момент критической близости от роковых событий. В этих же событиях и проявляется его судьба.

9) Несмотря на центральное положение понятия «судьба» в саге, ее герои сами творят историю своего существования. Судьба, как было отмечено – движущий фактор. История происходит на земле, разделение на сакральную и реальную историю, присущее христианской традиции, здесь не присутствует.

10) Ну и напоследок. С вероятностью в 95% сага будет включена в сборник под названием «Старшая Эдда» или «Младшая Эдда». Они возникли в XIII веке, когда письменность активно распространялась в Исландии и Скандинавии.